Когда знакомишься с деятельностью любого из тренеров легко убеждаешься в том, что работа над совершенствованием техники постоянно находится под их пристальным вниманием, даже при подготовке пловцов высокого класса, отличающихся эффективной техникой.
Одной из важнейших задач технического совершенствования, решению которой в последние годы уделяется пристальное внимание, является работа над снижением лобового и волнового сопротивления, использованием движений туловища в качестве источника увеличения движущей силы.
Основные направления технического совершенствования пловца, способствующие решению этой задачи:
Для работы в каждом из этих направлений использует множество различных упражнений, способствующих концентрации внимания и усилий на совершенствовании как отдельных элементов техники, так и на их интеграции в целостных двигательных действиях. В процессе работы над техникой используются различный инвентарь — лопатки, ласты и моноласты, дыхательные трубки и др. Важное место отводится тренировке в гидродинамическом канале, оборудованном зеркалами, расположенными на дне и боковых стенах, а также видео-камерой. Разнообразие средств снижает монотонность тренировочного процесса, повышает активность пловцов и их творческий подход к совершенствованию.
При этом основным критерием, по которому судят об улучшении техники, является увеличение шага гребка.
Такой же точки зрения придерживается и крупный специалист в области техники плавания, автор популярного пособия по методике технической подготовки пловцов «Fitness swimming» американский тренер Эммет Хайнз, который считает, что в основе правильно построенного процесса технического совершенствования должно быть обучение рациональному положению тела пловца и его движениям, которые обеспечивали бы минимальное сопротивление.
Положение тела пловца в воде, обеспечивающее его максимальную обтекаемость, существенно отличается от естественного положения стоя. Когда пловец стоит, его мышцы расслаблены, голова приподнята, позвоночник в поясничном отделе прогибается вперед, таз отведен назад. Если пловец займет такое же положение при плавании, его тело будет иметь большую лобовую поверхность, испытывать значительное сопротивление, снижающее эффективность рабочих движений и скорость плавания и приводящее к непроизводительному расходу энергии.
Поэтому при подборе тренировочных упражнений, направленных на поддержание рационального положения тела при плавании и обеспечение его устойчивости, необходимо учитывать многочисленные специфические требования и реализовывать множество методических приемов, без учета которых тренировка не может быть эффективной.
Прежде всего необходимо обеспечить вытянутое положение тела в воде, при котором голова, грудная клетка, живот, таз и ноги расположены на одной горизонтальной линии параллельно поверхности воды. Такое положение тела достигается использованием следующих приемов:
Таким образом, за счет некоторого напряжения мышечных групп изменяется положение таза, нижней части спины, грудной клетки и головы. Тело пловца приобретает вытянутое горизонтальное положение, при котором верхняя часть головы, грудная клетка, таз и ноги располагаются на одной линии.
Важное значение в тренировочном процессе уделяется упражнениям, направленным на совершенствование техники плавания своих учеников. При этом в первой части макроцикла в основном планируются упражнения, направленные на совершенствование базовых составляющих спортивной техники. В дальнейшем, когда тренировочный процесс приобретает специализированный характер, используются разнообразные упражнения, способствующие отработке деталей техники плавания.
В программы тренировочных занятий наряду с сериями упражнений, направленных на повышение функциональных возможностей систем энергообеспечения, развитие мощности движений и скоростных качеств, специальной выносливости или на интегральную подготовку, вводятся специальные серии упражнений технической направленности, способствующие совершенствованию различных составляющих спортивной техники:
Например, в тренировке Фелпса часто использовалась серия 32 x25 м в режиме 30 с —
упражнения для совершенствования работы рук, ног и плавания в координации, по 8 отрезков каждым из способов плавания. Не менее популярным было проплывание дистанции 1500 м или серий типа 4 x 200 м или 8 x 200 м, построенных на материале различных упражнений технического характера (отрезки по 25 и 50 м), выполняемых с различной интенсивностью и при большом разнообразии характера
упражнений. Значительная часть упражнений выполнялась с различными дополнительными устройствами — поплавками, лопатками, использованием эластичного шнура, а также в вертикальном положении тела в воде.
В тренировочных занятиях Майкла Фелпса техническому совершенствованию уделялось большое внимание — работе над техникой нередко отводилось до 30—50 % тренировочного времени, а объем плавания соответствующей направленности иногда достигал 3000—4000 и более метров или ярдов.
Известный американский тренер Пол Берген,работающий главным тренером Центра плавания
«Чуалатин Холс» (Портленд, штат Орегон) и воспитавший многих выдающихся пловцов, в том числе Трейси Колкинс (три золотые медали на Играх Олимпиады 1984 г., пять мировых рекордов) и Инге де Брюин (четыре золотые медали на Играх Олимпиад 2000 и 2004 гг., пять золотых медалей на чемпионатах мира 2001 и 2003 гг.), отмечает, что он прошел такой же путь, как и Дэвид Марш из Университета Оберна (США, штат Алабама), чтобы сделать технику плавания важнейшей частью каждого тренировочного занятия и не только при выполнении упражнений, способствующих совершенствованию тех или иных элементов техники, а и любой части программы.
Берген убежден в том, что предел физических возможностей любого пловца достигается значительно быстрее, чем предел технического совершенства, что приводит к тому, что значение работы над техникой с каждым годом не уменьшается, а возрастает. При подборе упражнений, непосредственно направленных на улучшение техники, он стремится к тому, чтобы в каждом занятии пловец использовал одно-два упражнения, которые в дальнейшем повторялись бы относительно регулярно в течение всего года. Упражнения, по возможности, должны позволять пловцу самостоятельно контролировать
правильность их исполнения и эффективность.
Практически все успешно работающие тренеры обращают внимание на необходимость исключительного разнообразия тренировочных упражнений, которые используются в процессе технического совершенствования пловцов вне зависимости от этапа многолетней подготовки и их мастерства.
Например, в арсенале известного японского тренера Хоримаси Хирая, подготовившего несомненного лидера первого десятилетия XXI ст. в плавании брассом Косуке Китадзима, установившего пять мировых рекордов и одержавшего семь побед на Играх Олимпиад и чемпионатах мира в период с 2002 по 2008 г., множество упражнений, направленных на совершенствование техники плавания с четко выраженным акцентом на отработку конкретных элементов движений рук, ног, согласования движений рук, ног и дыхания. Упражнения выполняются в плавании на груди, на спине, на боку в широком диапазоне интенсивности (Odeven, 2003).
Не менее важным является сочетание упражнений, направленных на улучшение различных упражнений избирательного характера, способствующих совершенствованию отдельных элементов техники с упражнениями интегрального характера, в которых объединяются в единое целое все компоненты.
Например Денис Дейл, главный тренер мужской команды университета штата Миннесота, при работе над техникой движений рук рекомендует в одном упражнении следить за высоким положением локтя во время проноса, в другом — сконцентрировать внимание на том, чтобы пальцы во время проноса
перемещались вдоль тела от бедра до подмышки, касаясь поверхности воды, в третьем — ориентировать на выполнение захвата далеко перед собой, в четвертом — обеспечивать дыхание на обе стороны. Затем используются упражнения, при выполнении которых внимание одновременно концентрируется на всех перечисленных моментах. Результативность техники в конечном счете проявляется в скорости плавания, обеспечиваемой, среди прочих факторов, двумя важнейшими компонентами — темпом движений и шагом гребка и их рациональным сочетанием. Основой в этом направлении должно быть стремление к повышению качества двигательных действий, способствующее увеличению скорости при стабильном темпе движений или сохранению скорости при уменьшающемся темпе. Решению этой задачи должно быть подчинено совершенствование всех составляющих технической подготовленности, начиная от положения тела, его вращений и колебаний и завершая координацией работы рук, ног и дыхания. При этом очень важно весь процесс увязать с развитием чувства воды, времени, темпа, ритма, гребка, развиваемых усилий, пространства, дорожки. Развитие этих способностей может быть составной частью различных упражнений, способствующих улучшению техники, а может выделяться в специальные серии, в которых их совершенствование является основной задачей.
Одной из важнейших задач технического совершенствования, решению которой в последние годы уделяется пристальное внимание, является работа над снижением лобового и волнового сопротивления, использованием движений туловища в качестве источника увеличения движущей силы.
Основные направления технического совершенствования пловца, способствующие решению этой задачи:
- обучение способности поддерживать туловище, позвоночник и голову в правильном положении;
- развитие способности сохранять динамическую устойчивость тела, обеспечивающее максимальное сопротивление вне зависимости от дыхания, движений рук и ног;
- обучение правильному положению конечностей, обращение особого внимания на положение кистей и стоп;
- обучение согласованию движений туловища и конечностей для уменьшения сопротивления и увеличения движущей силы.
Для работы в каждом из этих направлений использует множество различных упражнений, способствующих концентрации внимания и усилий на совершенствовании как отдельных элементов техники, так и на их интеграции в целостных двигательных действиях. В процессе работы над техникой используются различный инвентарь — лопатки, ласты и моноласты, дыхательные трубки и др. Важное место отводится тренировке в гидродинамическом канале, оборудованном зеркалами, расположенными на дне и боковых стенах, а также видео-камерой. Разнообразие средств снижает монотонность тренировочного процесса, повышает активность пловцов и их творческий подход к совершенствованию.
При этом основным критерием, по которому судят об улучшении техники, является увеличение шага гребка.
Такой же точки зрения придерживается и крупный специалист в области техники плавания, автор популярного пособия по методике технической подготовки пловцов «Fitness swimming» американский тренер Эммет Хайнз, который считает, что в основе правильно построенного процесса технического совершенствования должно быть обучение рациональному положению тела пловца и его движениям, которые обеспечивали бы минимальное сопротивление.
Положение тела пловца в воде, обеспечивающее его максимальную обтекаемость, существенно отличается от естественного положения стоя. Когда пловец стоит, его мышцы расслаблены, голова приподнята, позвоночник в поясничном отделе прогибается вперед, таз отведен назад. Если пловец займет такое же положение при плавании, его тело будет иметь большую лобовую поверхность, испытывать значительное сопротивление, снижающее эффективность рабочих движений и скорость плавания и приводящее к непроизводительному расходу энергии.
Поэтому при подборе тренировочных упражнений, направленных на поддержание рационального положения тела при плавании и обеспечение его устойчивости, необходимо учитывать многочисленные специфические требования и реализовывать множество методических приемов, без учета которых тренировка не может быть эффективной.
Прежде всего необходимо обеспечить вытянутое положение тела в воде, при котором голова, грудная клетка, живот, таз и ноги расположены на одной горизонтальной линии параллельно поверхности воды. Такое положение тела достигается использованием следующих приемов:
- прогиб в поясничном отделе позвоночника устраняется путем напряжения мышц, обеспечивающих втягивание живота внутрь, что не только приводит к выпрямлению позвоночника, но и выгодно изменяет наклон таза;
- грудная клетка прижимается вниз, обеспечивая еще большее выпрямление позвоночника,
- перемещение таза и ног к поверхности воды;
- задняя часть шеи, напротив, приподнимается, подбородок слегка смещается вниз—назад, в сторону груди, обеспечивая расположение головы на одной горизонтальной линии с грудной клеткой и тазом. Большая часть головы находится под водой и при выполнении всех упражнений может поворачиваться в сторону вокруг продольной оси, но не должна приподниматься, так как даже незначительное приподнимание головы (на 3—5 см) приводит к существенному опусканию таза — на 8—10 см.
Таким образом, за счет некоторого напряжения мышечных групп изменяется положение таза, нижней части спины, грудной клетки и головы. Тело пловца приобретает вытянутое горизонтальное положение, при котором верхняя часть головы, грудная клетка, таз и ноги располагаются на одной линии.
Важное значение в тренировочном процессе уделяется упражнениям, направленным на совершенствование техники плавания своих учеников. При этом в первой части макроцикла в основном планируются упражнения, направленные на совершенствование базовых составляющих спортивной техники. В дальнейшем, когда тренировочный процесс приобретает специализированный характер, используются разнообразные упражнения, способствующие отработке деталей техники плавания.
В программы тренировочных занятий наряду с сериями упражнений, направленных на повышение функциональных возможностей систем энергообеспечения, развитие мощности движений и скоростных качеств, специальной выносливости или на интегральную подготовку, вводятся специальные серии упражнений технической направленности, способствующие совершенствованию различных составляющих спортивной техники:
- оптимизации положения тела;
- совершенствованию гребка;
- улучшению техники движений ног;
- улучшению техники спринтерского плавания;
- улучшению техники дыхания;
- совершенствованию координации движений рук, ног и дыхания;
- совершенствованию старта;
- совершенствованию поворота.
Например, в тренировке Фелпса часто использовалась серия 32 x25 м в режиме 30 с —
упражнения для совершенствования работы рук, ног и плавания в координации, по 8 отрезков каждым из способов плавания. Не менее популярным было проплывание дистанции 1500 м или серий типа 4 x 200 м или 8 x 200 м, построенных на материале различных упражнений технического характера (отрезки по 25 и 50 м), выполняемых с различной интенсивностью и при большом разнообразии характера
упражнений. Значительная часть упражнений выполнялась с различными дополнительными устройствами — поплавками, лопатками, использованием эластичного шнура, а также в вертикальном положении тела в воде.
В тренировочных занятиях Майкла Фелпса техническому совершенствованию уделялось большое внимание — работе над техникой нередко отводилось до 30—50 % тренировочного времени, а объем плавания соответствующей направленности иногда достигал 3000—4000 и более метров или ярдов.
Известный американский тренер Пол Берген,работающий главным тренером Центра плавания
«Чуалатин Холс» (Портленд, штат Орегон) и воспитавший многих выдающихся пловцов, в том числе Трейси Колкинс (три золотые медали на Играх Олимпиады 1984 г., пять мировых рекордов) и Инге де Брюин (четыре золотые медали на Играх Олимпиад 2000 и 2004 гг., пять золотых медалей на чемпионатах мира 2001 и 2003 гг.), отмечает, что он прошел такой же путь, как и Дэвид Марш из Университета Оберна (США, штат Алабама), чтобы сделать технику плавания важнейшей частью каждого тренировочного занятия и не только при выполнении упражнений, способствующих совершенствованию тех или иных элементов техники, а и любой части программы.
Берген убежден в том, что предел физических возможностей любого пловца достигается значительно быстрее, чем предел технического совершенства, что приводит к тому, что значение работы над техникой с каждым годом не уменьшается, а возрастает. При подборе упражнений, непосредственно направленных на улучшение техники, он стремится к тому, чтобы в каждом занятии пловец использовал одно-два упражнения, которые в дальнейшем повторялись бы относительно регулярно в течение всего года. Упражнения, по возможности, должны позволять пловцу самостоятельно контролировать
правильность их исполнения и эффективность.
Практически все успешно работающие тренеры обращают внимание на необходимость исключительного разнообразия тренировочных упражнений, которые используются в процессе технического совершенствования пловцов вне зависимости от этапа многолетней подготовки и их мастерства.
Например, в арсенале известного японского тренера Хоримаси Хирая, подготовившего несомненного лидера первого десятилетия XXI ст. в плавании брассом Косуке Китадзима, установившего пять мировых рекордов и одержавшего семь побед на Играх Олимпиад и чемпионатах мира в период с 2002 по 2008 г., множество упражнений, направленных на совершенствование техники плавания с четко выраженным акцентом на отработку конкретных элементов движений рук, ног, согласования движений рук, ног и дыхания. Упражнения выполняются в плавании на груди, на спине, на боку в широком диапазоне интенсивности (Odeven, 2003).
Не менее важным является сочетание упражнений, направленных на улучшение различных упражнений избирательного характера, способствующих совершенствованию отдельных элементов техники с упражнениями интегрального характера, в которых объединяются в единое целое все компоненты.
Например Денис Дейл, главный тренер мужской команды университета штата Миннесота, при работе над техникой движений рук рекомендует в одном упражнении следить за высоким положением локтя во время проноса, в другом — сконцентрировать внимание на том, чтобы пальцы во время проноса
перемещались вдоль тела от бедра до подмышки, касаясь поверхности воды, в третьем — ориентировать на выполнение захвата далеко перед собой, в четвертом — обеспечивать дыхание на обе стороны. Затем используются упражнения, при выполнении которых внимание одновременно концентрируется на всех перечисленных моментах. Результативность техники в конечном счете проявляется в скорости плавания, обеспечиваемой, среди прочих факторов, двумя важнейшими компонентами — темпом движений и шагом гребка и их рациональным сочетанием. Основой в этом направлении должно быть стремление к повышению качества двигательных действий, способствующее увеличению скорости при стабильном темпе движений или сохранению скорости при уменьшающемся темпе. Решению этой задачи должно быть подчинено совершенствование всех составляющих технической подготовленности, начиная от положения тела, его вращений и колебаний и завершая координацией работы рук, ног и дыхания. При этом очень важно весь процесс увязать с развитием чувства воды, времени, темпа, ритма, гребка, развиваемых усилий, пространства, дорожки. Развитие этих способностей может быть составной частью различных упражнений, способствующих улучшению техники, а может выделяться в специальные серии, в которых их совершенствование является основной задачей.
Узнать подробнее и записаться на занятия в школу плавания :
+7 (969) 777-80-00 (Москва)
+7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург)
В школе плавания Сильвер Свим мы обучаем с нуля, работаем над техникой плавания и совершенствованием техники плавания кроля.
На групповых занятиях под руководством тренера ученики выполняют упражнения, направленные на совершенствование базовых составляющих спортивной техники кроля:
+7 (969) 777-80-00 (Москва)
+7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург)
В школе плавания Сильвер Свим мы обучаем с нуля, работаем над техникой плавания и совершенствованием техники плавания кроля.
На групповых занятиях под руководством тренера ученики выполняют упражнения, направленные на совершенствование базовых составляющих спортивной техники кроля:
- оптимизации положения тела;
- совершенствованию гребка;
- улучшению техники движений ног;
- улучшению техники спринтерского плавания;
- улучшению техники дыхания;
- совершенствованию координации движений рук, ног и дыхания;
- совершенствованию старта;
- совершенствованию поворота.