Блог о плавании

Планирование и обучение плаванию

Набор групп проводится на основе принципа групповой индивидуализации с учетом уровня плавательной и физической подготовленность. В одной группе занимаются только взрослые или дети, поскольку каждая возрастная категория имеет различные физическую подготовленность, возрастные особенности восприятия, что определяет организацию урока, величину физической нагрузки, подбор упражнений, форм и методов преподавание.

При обучении плаванию группы занимающихся комплектуют по следующим возрастам:
1) дошкольный возраст—5—6 лет;
2) младший школьный возраст—7—10 лет;
3) средний школьный возраст—II—14 лет
4) старший школьный возраст—15—17 лет;
5) взрослые 18 - 25 лет;
6) старший возраст— свыше 25 лет.

При формировании групп из лиц одного возраста обязательно учитывается уровень плавательной подготовленности, который определяется по степени владения навыком плавания:
1) не умеющие держаться на поверхности воды
2) слабо плавающие (до 10—12 м);
3) хорошо плавающие по-своему;
4) владеющие техникой спортивных способов плавания.

Организация и планирование обучения

Организация занятий по плаванию включает: проверку и подготовку места для занятий; обеспечение требований безопасности занимающихся; подготовку обучаемых к занятиям плаванием; подготовку тренера к проведению урока.

Перед началом занятия проверяет наличие оборудования и инвентаря, необходимых для его
проведения. При обучении плаванию детей используются шесты, плавательные доски, резиновые надувные круги, обручи из пластика, пластмассовые надувные мячи, яркие, хорошо видные на дне мелкие предметы для доставания их со дна при нырянии и проведении игр и развлечений в воде.

Для обеспечения требований безопасности занимающихся при обучении плаванию необходимо соблюдать следующие правила:
-допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
-следить, чтобы занятия в воде для детей начинались не ранее чем через два часа после еды;
- на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину: не разрешать громких криков, самовольных прыжков в воду и ныряния, не допускать, чтобы дети садились друг на друга, топили под воду с головой и пр.; вход в воду и выход из воды разрешать только по команде преподавателя;
— не допускать на занятие опоздавшего и позволять выходить изводы до общего сигнала только с разрешения преподавателя;
— до и после каждого занятия проводить поименную проверку - перекличку; на первых занятиях для контроля и обеспечения безопасности распределять занимающихся по парам;
— первые попытки плавать на глубоком месте разрешать одновременно не более чем двум занимающимся под непосредственным контролем преподавателя;
— ныряние и прыжки в глубоком бассейне выполнять только поочередно. Каждый следующий участник стартует при условии, если предыдущий вышел из воды или отплыл на безопасное расстояние.

Возраст занимающихся, наполняемость групп по плаванию, количество и продолжительность занятий регламентируются положением и программой для плавания.

Успешность освоения техники спортивного плавания и интерес к занятиям в бассейне во многом зависят от предварительной подготовки к обучению. Например, предварительная подготовка для детей проводится за 1—1,5 месяца до занятий плаванием и включает:
1) разучивание общеразвивающих, специальных и имитационных физических упражнений на суше;
2) освоение с водой, закаливание, привитие гигиенических навыков;
3) воспитание мотивационных основ в отношении к занятиям в бассейне.

Из общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений составляется небольшой (до 10—12 упражнений) комплекс, куда обязательно входят упражнения: круги руками вперед и назад ("мельница"); круговые движения руками вперед в положении наклона, как при плавании кролем; это же упражнение с резиновыми амортизаторами без остановок и с остановками рук в граничных фазах гребка; движения ногами, как при плавании кролем, сидя на полу или скамье.

Планирование обучения

Тренировочный план и программа для плавания составляется каждым тренером с учетом конкретных условий работы, возраста, подготовленности контингента и др.

С осени 40 недель, составляющих учебный год, разделяют на три этапа. Планирование занятий на первом этапе обучения осуществляется по специальной тренировочный программе. Основу программы составляет комплексное изучение элементов техники плавания спортивными способами и одновременное освоение техники плавания кролем на груди и на спине. Курс обучения по этой программе в зависимости от решаемых задач можно разделить на три ступени.

Первая ступень включает: общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, упражнения для освоения с водой, упражнения для ознакомления с элементами техники спортивного плавания, игры в воде, учебные прыжки в воду.

На второй ступени проводится изучение техники плавания кролем на груди и на спине.

На третьей ступени продолжается закрепление и совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине, изучение отдельных элементов техники плавания дельфином и брассом, стартов с тумбочки и из воды, а также простейших поворотов. На всех ступенях обучения и выполняются контрольные упражнения для оценки степени освоения учебного материала.

Второй этап обучения отводится закреплению и совершенствованию техники плавания кролем на груди и на спине, стартов и поворотов, а также изучению техники плавания способом дельфин.

Контрольные нормативы для этого этапа:
1) проплыть 50 м кролем на груди, 50 м кролем на спине, 12-15 м дельфином с оценкой техники плавания
2) проплыть дистанцию 100 м одним из спортивных способов плавания по выбору без учета времени выполнять спад в воду с метрового трамплина или высокого бортика

На третьем этапе обучения занятия продолжается дальнейшее совершенством техники плавания способами кроль на груди, на спине, дельфин, выполнения стартов и поворотов. Одновременно проходит изучение техники плавания способом брасс и поворотов при комплексном плавании.

Контрольные нормативы по итогам курса обучения:
1) Проплыть 25 м дельфином и 25 м брассом с оценкой спортивной техники;
2) проплыть дистанцию 100 м комплексно с оценкой выполнения стартов, воротов;
3) проплыть дистанцию 200 м одним из спортивных плавания по выбору без учета времени.

Групповой урок является основной формой организации и проведения занятий по обучению плаванию. Каждое очередное занятие тесно связано с предшествующими и последующими уроками обучения по
очередности решаемых задач, подбору упражнений и последовательности их изучения, дозировке и режиму их выполнения методики проведения занятий.

Задачи, содержание и направленность каждого урока определяет подготовленность занимающихся, полученная на предыдущих занятиях, которая является основой для планирования учебного материала на
предстоящих уроках.

Каждый урок составляется с ориентацией на программу обучения в целом и решает как воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.

Урок плавания условно разделяется на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть включает организацию и тельную подготовку занимающихся к выполнению задач основной части урока. Здесь проводятся построение, расчет, отметка присутствующих; объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений; краткое повторение пройденного учебного материала с анализом типичных и
индивидуальных ошибок; объяснение и показ нового учебного материала.

Особое значение имеет организация первых занятий в бассейне и ознакомление занимающихся с требованиями дисциплины и безопасности.

Преподаватель обязан контролировать выполнение правил безопасности на занятиях, гигиены прохода в бассейн, поведения в помещениях бассейна.

Соблюдение требований безопасности и правил поведения в бассейне является основой для предотвращения травм и несчастных случаев. Основная часть направлена на решение главных задач, стоящих перед уроком, и занимает большую часть его времени. К ним относится изучение нового
учебного материала, которое проводится после небольшой разминки в воде.
Здесь осуществляется также повторение, закрепление и совершенствование умений и навыков в плавании, полученных на предыдущих занятиях.

Соответствие средств и методов, применяемых на уроке, его задачам и уровню подготовленности занимающихся определяет успешность освоения учебного материала. Заключительная часть предусматривает постепенное снижение физической нагрузки и повышение эмоциональности занятия.

Это развивает интерес детей к плаванию, помогает создать мотивационные предпосылки к систематическим занятиям в бассейне. В заключительной части выполняются прыжки в воду, ныряния, игры и развлечения, иное плавание, свободное плавание, где в соревновательной и игровой формах проводится закрепление плавательных навыков, а также повторение любимых упражнений. Урок заканчивается организованным выходом из воды, построением расчетом по порядку и подведением итогов урока, во время которого отмечаются успехи и недостатки в освоении учебного материала
отдельными учениками и всей группой. Если занимающиеся получают заданием дом, то упражнения, предназначенные для самостоятельного выполнения, должны быть вывешены на стенде для обозрения детей и родителей. Организация и проведение урока осуществляются с ориентацией на тип бассейна, форму и характер выполняемых упражнений, подготовленность и возраст занимающихся. Применяются фронтальный, групповой, поточный и игровой методы организации занимающихся. Упражнения могут выполняться одновременно или поочередно с использованием различных методических приемов для решения конкретных задач.

Освоить плавание можно в нашей школе плавания "Сильвер Свим". Для записи на групповое занятие, оставьте заявку на нашем сайте школы плавания или позвоните по номеру +7 (969) 777-80-00 (Москва), +7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург) . Персональный куратор нашей школы свяжется и проконсультирует по всем интересующим вопросам, подберет удобное время для ваших занятий, расскажет, что необходимо иметь при себе на первой тренировке.
Обучение плаванию с нуля