Блог о плавании

Cпециальные физические качества, необходимые для успешного освоения плавания кролем на груди

Cпециальные физические качества, необходимые для успешного освоения плавания кролем на груди

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Какие мышцы верхнего плечевого пояса больше задействованы в гребковых движениях пловца, специализирующегося в кроле на груди?
2. Какое физическое качество является ведущим для спортсмена, выступающего в спринтерских дисциплинах плавания кролем на груди?
3. В каких режимах должны выполняться упражнения в зале для обеспечения наилучшего прироста показателей в плавании кролем на груди?
4. В чем заключается проблема реализации потенциала физических качеств, сформированных в зале, в соревновательной деятельности пловца?
5. Приведите примеры упражнений, развивающих силу средствами плавания.
6. В чем заключается целесообразность развития выносливости у пловцов, специализирующихся на спринтерских дистанциях?
7. Какой инвентарь необходимо использовать для развития силы в тренировках в воде?
В плавании четко просматривается взаимосвязь между структурой и функцией организма, формой и содержанием двигательного действия. Известно, что эффективность гидродинамической ситуации пловца определяется главным образом двумя крупными составляющими – силами тяги и силами сопротивления, коэффициент полезного действия в поступательных движениях пловца составляет в спортивных cпособах плавания 5–7 %. По сути, эффективность движений пловца зависит от мощности систем энергообеспечения и гидродинамических особенностей его тела.

К числу важнейших факторов, определяющих результативность системы многолетней подготовки пловцов, относятся:

1) возраст начала занятий плаванием и начала специальной тренировки;

2) возраст достижения наивысших результатов и продолжительность предшествующей этому подготовки;

3) закономерности становления различных сторон мастерства пловцов разного пола и специализации и формирования адаптационных процессов в ведущих функциональных системах;

4) индивидуальные и половые особенности пловцов.

Среди дополнительных факторов, обусловливающих эффективность многолетней подготовки пловцов, – состав средств и методов тренировки, динамика нагрузок, построение различных структурных образований тренировочного процесса, применение дополнительных факторов (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.).

1. Основные мышечные группы, задействованные при плавании кролем на груди

Особенности гидродинамических показателей индивидуализации техники плавания в первую очередь зависят от антропометрических данных пловца. Среди этих морфофункциональных признаков выделены те, которые определяют успех в том или ином способе плавания, а их отсутствие существенно лимитирует спортивные достижения. Сравнивая модельные характеристики представителей разных специализаций, необходимо отметить, что в целом комплекс признаков, отвечающих за спортивные достижения в одних и тех же способах плавания и на одних и тех же дистанциях, у мужчин и женщин совпадает. Особенно ярко это проявляется у специализирующихся в плавании на спине и в брассе.

Необходимым условием технического мастерства пловца является мощность гребковых движений, а основу мощности, как известно, составляет сила. Неслучайно высококвалифицированные пловцы – это мощные атлеты с развитой мускулатурой прежде всего плечевого пояса. Активное участие в плавательных локомоциях принимают следующие мышцы плечевого пояса: широчайшая мышца спины, большая круглая, большая грудная, дельтовидная, трапециевидная, двуглавая и трехглавая мышцы плеча, плече-лучевая, локтевой сгибатель запястья, прямая и косые мышцы живота (по данным электромиографии).

Однако явно недостаточно просто иметь высокие силовые показатели, самое главное – утилизировать силовые возможности в воде. Требуется тонкая настройка нервно-мышечного аппарата, способность точно дифференцировать движения по силе, скорости, направлению.

Мастерство пловца теснейшим образом связано с особенностями сократительных и релаксационных характеристик различных мышечных групп, принимающих активное участие в локомоциях пловцов. Уровень силовой подготовленности пловцов тесно связан с особенностями телосложения и в первую очередь с тотальными размерами (ростом и весом), обхватными характеристиками и составом тела. Пловцы, имеющие преимущество в этих характеристиках, обладают более высоким уровнем силы. Величина веса, процентное содержание активной массы, характеризующее также силовые возможности пловца, прямо взаимосвязаны со скоростью плавания.

Специфика функциональной мышечной топографии зависит от плавательной специализации. В ряде случаев высоких спортивных результатов пловцы добиваются за счет хороших гидродинамических качеств при не столь высоком уровне развития силы отдельных мышечных групп.

На дистанциях 50 и 100 метров кролем на груди скорость плавания теснейшим образом взаимосвязана с признаками, характеризующими силовые возможности спортсмена (длина и вес тела; площадь сечений:
дельтовидной мышцы, плеча, предплечья, бедра), а также с длиной руки и кисти. На средних соревновательных дистанциях 200 и 400 метров скорость прежде всего зависит от подвижности в плечевых суставах, ЖЕЛ, длины рук, ног и корпуса. Кроме того, морфологическими предпосылками успеха являются малый обхват талии и уплощенная форма грудной клетки. Специализирующиеся на этой дистанции пловцы – это спортсмены выше среднего роста, имеющие меньший по сравнению со
спринтерами вес и, соответственно, меньшее количество мышечной, костной и жировой тканей, сглаженный рельеф мышц. В стайерских 800 и 1500 метров скорость плавания определяется величиной ЖЕЛ, подвижностью в голеностопных суставах, длиной рук и корпуса, шириной кисти, индексами отношения веса тела к росту и ширины таза к росту.

Стайеры пропорциональны, у них длинные предплечье, кисть, голень, сглаженный рельеф мускулатуры, вследствие чего тело имеет хорошо обтекаемую форму.

2. Тренировка на суше

В области силовой подготовки для пловцов на рубеже 60-х и 70-х годов произошла настоящая методическая революция. Стало очевидным, что пловцу нужна специфическая силовая подготовка на суше.

В середине 50-х годов появляются первые тренажеры для плавания, основанные на растягивании резиновых шнуров, а к 1970 году создается серия тренажеров рычажного типа «Мини-Джи», «Хюттеля-Мертенса», специально сконструированных для пловцов. Динамические и кинематические параметры гребковых движений, выполняемых с использованием этих тренажеров, были значительно ближе к аналогичным параметрам при плавании. В этот период также появляются тренажеры «Наутилус» и «Универсал» для одновременного развития силовых качеств и подвижности в суставах.

Объем нагрузок на суше стабилизировался к середине 80-х годов и в настоящее время составляет примерно 300–350 ч. в год. Большое распространение получили специфические диагностирующие тренажеры типа «Биокинетик», позволяющие задействовать основные мышцы, участвующие в гребке, и регистрировать усилия пловцов.

В числе преимуществ тренировки на суше нужно отметить возможность интенсивного локального воздействия на отдельные мышечные группы. При локальных напряжениях проявляются наиболее точные кинестетические ощущения основных элементов спортивной техники, что позволяет наряду с повышением силовых качеств совершенствовать ее отдельные параметры. В то же время силовые возможности пловцов в различных фазах существенно изменяются в связи с изменением величин рычагов приложения силы, и максимальное сопротивление мышцы испытывают только в крайних точках амплитуды движения. Упражнения со штангой, блочными устройствами или другими подобными отягощениями мало приемлемы для развития силовых возможностей применительно к скоростной работе. Это объясняется тем, что такие упражнения должны выполняться с постоянной невысокой скоростью. Только в этом случае обеспечивается нагрузка на мышцы по всей амплитуде движения, и то в отдельных фазах она не соответствует реальным возможностям вовлеченных в работу мышц.

При выполнении движений со штангой или другим снарядом с высокой скоростью работа является неэффективной, так как применение максимальных усилий в начале движения придает снаряду ускорение, а в конечных позициях мышцы практически не испытывают нагрузку. Так бывает, например, в различных видах жима штанги, при отжиманиях на параллельных брусьях и др. Все эти недостатки в значительной мере компенсируются простотой и доступностью инвентаря, исключительным многообразием упражнений, которые могут выполняться со штангой, гантелями, блочными устройствами, с сопротивлением партнера, на гимнастических снарядах (брусья, перекладина и др.).

В результате объемной и напряженной работы силовой направленности, выполняемой на суше с применением разнообразных тренажеров и оборудования, у пловцов существенно возрастает уровень максимальной силы, силовой выносливости, взрывной силы. Однако возросший уровень этих качеств преимущественно проявляется в тех двигательных действиях и условиях работы, которые имели место в
процессе тренировки. Возросший уровень силовых качеств в результате работы на суше далеко не всегда обеспечивает повышение уровня скоростно-силовых возможностей и выносливости при выполнении скоростно-силовой работы специального характера в воде.

А задачей силовой подготовки пловцов является именно достижение высоких показателей силы и мощности движений при выполнении основных двигательных действий, характерных для плавания: старта,
поворота, работы циклического характера. Поэтому в силовой подготовке выделяется очень важный раздел, связанный с повышением способностей пловцов к реализации имеющегося силового потенциала в процессе плавания.

В кроле на груди участвуют следующие мышцы верхнего плечевого пояса:

1) в начальной фазе – передние пучки дельтовидной, верхние пучки трапециевидной, малая и большая грудные, клюво-плечевая, грудиноключично-сосцевидная, мышца, поднимающая лопатку, плечевая, двуглавая плеча;

2) в конечной фазе – малая грудная, большая грудная, подключичная, нижние пучки трапециевидной, широчайшая спины, нижние пучки передней зубчатой, подлопаточная, большая круглая, трехглавая плеча.

При этом важную роль стабилизатора играют мышцы брюшного пресса и поясничного отдела спины.

Далее нами предлагаются упражнения с отягощениями и эластичным шнуром, используемые в учебно-тренировочном процессе студентов, занимающихся плаванием.

1. Стоя в наклоне или лежа на наклонной скамье. Имитация гребковых движений кролем на груди – выполнять с эластичным шнуром или на тренажере.

2. Лежа на наклонной скамье, на спине. Имитация гребковых движений кролем на спине – выполнять с резиновым эластичным шнуром или на тренажере.

3. Жим штанги лежа.

4. Сгибание и разгибания рук в упоре лежа.

5. Сгибание и разгибания рук в упоре сзади о скамью.

6. Тяга широким хватом за голову на тренажере.

7. Подтягивания широким хватом на высокой перекладине за голову.

8. Поднимание отягощения из-за головы лежа на скамье (французский жим).

9. Сгибания и разгибания рук с отягощением обратным хватом.

10. Броски набивного мяча весом 2–3 кг из-за головы.

11. Упражнения для мышц туловища с использованием подвесных ремней TRX.

3. Физические качества, развиваемые средствами плавания

Решить проблему развития силовых качеств без потери технических ощущений поможет рациональное планирование силовой тренировки (до 70 %) в воде. Возможности пловца в использовании своих силовых качеств при плавании могут быть в значительной степени расширены при помощи разнообразных методических приемов, в основе которых лежит стремление максимально сблизить упражнение силовой подготовки с плавательными упражнениями как по направленности воздействия, так и по времени. Силовое плавание – это плавание в усложненных условиях, требующих от спортсмена повышенных силовых напряжений, что может быть достигнуто либо при помощи создания дополнительной опоры для рук во время гребка (лопатки), либо при помощи создания повышенного сопротивления движению тела пловца в воде (плавательные упражнения, выполняемые с «тормозами»). Также можно применять в занятии чередование плавательных упражнений с силовыми, выполняемыми на суше и на бортике бассейна.

Различные варианты и упражнения «силового плавания» должны включаться в тренировку пловца регулярно.
Для занятий в специально подготовительном этапе подготовительного периода можно рекомендовать следующие варианты упражнений:

1) 2–3 × 400 метров кролем на груди с лопатками. Задача – правильная постановка кисти в гребке и отработка ускорения движения кисти в заключительной части гребка;

2) 8–12 × 25 метров баттерфляем с лопатками. Задача – преодолеть 25-метровый отрезок с наименьшим количеством гребков;

3) 800 метров кролем на груди с лопатками и в «тормозах». Задача – плыть с наименьшим количеством гребков на каждые 25 метров дистанции;

4) 12–16 × 25 метров в порядке комплексного плавания с лопатками.

Задача – показать максимальную скорость.

Кроме того, во время тренировок в подготовительном периоде целесообразно применять упражнения с резиновым шнуром. Плавание с резиновым шнуром, во-первых, заменяет часть нагрузки на суше, а во-вторых, позволяет поддерживать высокую готовность мышц. Спортсмен, соединенный со стенкой бассейна эластичным резиновым шнуром (шнур пристегивается ремнем на поясе), выполняет плавательные упражнения, пытаясь при этом растянуть шнур на заданное или максимальное расстояние.
Эффективность тренировки с резиновыми шнурами обусловлена несколькими моментами:

1) растягивание шнура создает дополнительное сопротивление в воде, а следовательно, способствует росту силовых качеств;

2) плавая с растягиванием шнура, спортсмен лучше начинает чувствовать свои ошибки в технике и согласованности движений;

3) применение шнура позволяет внести определенное разнообразие в тренировку в воде, т. е. способствует снижению монотонности в работе, что является важным для спортсменов-студентов.

Упражнения, выполняемые с эластичным шнуром:

1) при максимальном растяжении шнура, плавание кролем с лопатками 4–6 раз по 20 циклов;

2) плавание, используя различные варианты кроля на груди (на одной руке, «эстафетой» и т. д.) с лопатками 8 × 8 раз (по 15 с.) с задачей развить максимальный темп и растянуть шнур на максимальную длину;

3) плавание с помощью ног 4–6 раз (по 20 с.) с задачей растянуть шнур на заданную длину;

4) плавание с помощью только рук с лопатками 4–6 раз (по 20 с.) с задачей растянуть шнур на заданную длину

Научиться правильно и технично плавать, а также улучшить вашу технику в любом возрасте, свяжитесь с нами по ссылке ниже. Сухое плавание и тренировки в бассейне:

Сайт: Школа плавания Silver Swim

+7 (969) 777-80-00 (Москва)

+7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург)

Наши тренеры научат вас плавать легко и быстро. Ждем на тренировках!