Блог о плавании

Программа повышения эффективности согласования движений рук и ног в плавании

Программа повышения эффективности согласования движений рук и ног в плавании

В программу повышения координационной способности за счет оптимизации согласования движения рук и ног в целостных способах плавания у пловцов включены упражнения, дифференцированные по способам плавания, выполняемые с помощью рук, ног, в координации, а также с применением специальных средств – больших лопаток и дополнительного сопротивления.

Программа разделяется на несколько этапов.

1-й этап

– определение исходного уровня рациональности совместных движений рук и ног в спортивных способах плавания. Для этого используется расчет коэффициента скоростной координации.

2-й этап

– применение упражнений, способствующих созданию двигательных предпосылок к повышению рациональности движений рук и ног в целостных способах плавания. Набор упражнений для каждого из четырех способов плавания (дельфин, кроль на спине, брасс, кроль на груди):

1) плавание с помощью рук;

2) с помощью ног;

3) в координации;

4) в координации в больших лопатках;

5) с помощью рук в больших лопатках;

6) в координации с дополнительным сопротивлением;

7) с помощью рук с дополнительным сопротивлением;

8) с помощью ног с дополнительным сопротивлением.

Перечисленные упражнения необходимо выполнять с различными установками и контролем.

1) Плавание на меньшее количество гребков. При выполнении данной установки пловцы должны стремиться показывать на отрезке дистанции (как правило, 25 или 50 м) наибольшую длину «шага». Скорость плавания при этом не регламентируется, однако естественным нижним пределом ее является та скорость, при которой спортсмен еще способен сохранять целостность стиля. В случае, если пловец переходит на расчлененный способ и фактически передвигается с помощью отдельных движений (например, с помощью правой, а потом левой руки), упражнение считается невыполненным. Длина «шага», зафиксированная в этой попытке, не может считаться критерием успешности процесса повышения рациональности двигательной координации.

2) Плавание с варьированием скорости. Упражнения выполняются при контроле скорости. Сначала фиксируется скорость на отрезке дистанции, преодолеваемым при наименьшем количестве гребков – «шаговая» скорость. Далее ставится задача: увеличить скорость, не увеличивая количества гребков на отрезке дистанции. Пловцы способны выполнить данную установку в некотором ограниченном диапазоне скорости за счет повышения рациональности гребковых движений рук и ног, снижения активного гидродинамического сопротивления в результате правильной ориентации головы, туловища, рук и ног в воде.

3) Плавание с максимальной скоростью. При выполнении данной установки регламентируется только скорость преодоления отрезка дистанции; используются общие принципы скоростной подготовки. Для конкретного способа плавания выполняют определенное количество упражнений. На одной тренировке на дистанции от 15 до 30 м отрабатываются упражнения для двух спортивных способов плавания.

3-й этап

– повышение специальной координационной способности при использовании видоизмененных способов плавания. На этом этапе выбирают видоизмененные способы плавания, в наибольшей степени осложняющие координацию движений рук и ног. Для выбора конкретного видоизмененного способа используют скоростные показатели плавания по элементам, полученные на 1-м этапе, измеряют абсолютную скорость плавания в координации видоизмененным способом. Далее рассчитывают КСК видоизмененного способа, и если полученное значение КСК достоверно ниже значения КСК спортивного способа плавания, то этот способ используется для повышения координационной способности.

К видоизмененным способам плавания относятся следующие:

для к р о л я на г р у д и – плавание

1) при помощи движений рук кролем и ног дельфином;

2) при помощи одной руки, вторая рука вытянута вперед;

3) при помощи одной руки, вторая рука прижата к туловищу;

4) с поднятой головой и т. д.;

для б р а с с а – плавание

1) при помощи движений рук брассом и ног дельфином;

2) при помощи движений рук брассом и ног кролем;

3) с поднятой головой;

4) баттерфляем;

5) баттерфляем на спине и т. д.;

для к р о л я на с п и н е – плавание при помощи

1) движений рук кролем и ног дельфином;

2) одной руки, вторая рука вытянута вперед;

3) одной руки, вторая рука прижата к туловищу;

4) одновременных гребков руками и движений ногами кролем и т. д.;

для д е л ь ф и н а – плавание

1) дельфином при помощи одной руки, вторая рука вытянута вперед;

2) дельфином при помощи одной руки, вторая рука прижата к туловищу;

3) баттерфляем;

4) дельфином на спине и т. д.

На этом этапе широко применяются плавание с варьированием скорости. Один и тот же видоизмененный способ плавания можно применять для совершенствования двух спортивных стилей. Например, плавание при помощи движений рук кролем и ног дельфином используют для технического совершенствования двух видов плавания – кроля на груди и дельфина.

В конце 3-го этапа вновь производится оценка рациональности совместных движений рук и ног при видоизмененных способах плавания с помощью КСК. Для этого измеряют конечные показатели скорости плавания по элементам и в координации. Достоверное увеличение КСК говорит о росте потенциальной координационной способности пловца и служит сигналом о завершении данного этапа технического совершенствования.

4-й этап

– повышение рациональности движений рук и ног в целостных спортивных способах плавания. На этом этапе применяются упражнения, направленные на согласование движений (например, применяется плавание в полной координации). Плавание по элементам, в лопатках, с дополнительным сопротивлением и видоизмененными способами используется только для создания контраста ощущений с плаванием в полной координации. Большое внимание необходимо уделять плаванию в координации с варьированием скорости: в разгон, спурт, с увеличением скорости от одного отрезка дистанции к другому и т. д. В качестве меры, облегчающей координацию движений рук и ног, используется плавание при задержке дыхания и с меньшим количеством вдохов по сравнению с обычным плаванием.

К упражнениям для 4-го этапа относятся следующие:

кроль на груди – плавание с различной координацией движений (четырех-, шести- и восьмиударная);

кроль на спине – плавание с различной координацией движений (четырех-, шести- и восьмиударная);

брасс – при плавании выполнять на один гребок руками три или четыре гребка ногами и наоборот: на один гребок ногами – два или три гребка руками;

дельфин – плавание на спине, выполнять при этом на один гребок руками три или четыре удара ногами.

В конце этого (заключительного) этапа технического совершенствования какого-либо вида плавания необходимо вновь произвести расчет значения КСК, исходя из конечных значений скорости плавания по элементам и в координации. Достоверное увеличение КСК на этом этапе по сравнению с КСК на первом этапе выполнения программы будет свидетельствовать об увеличении скорости плавания за счет повышения эффективности реализации двигательного потенциала студентов-пловцов. Для наибольшей эффективности процесса повышения мастерства пловцов необходимо применять предложенную в данных указаниях программу технического совершенствования и накапливать двигательный потенциал путем использования средств скоростной подготовки с преимущественным повышением скорости плавания по элементам. Конечной целью технической подготовки пловцов является повышение скорости плавания, которая в свою очередь приводит к улучшению соревновательного результата.
Узнать подробнее и записаться на занятия в школу плавания :

+7 (969) 777-80-00 (Москва)
+7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург)

В школе плавания Сильвер Свим мы обучаем с нуля, работаем над техникой плавания и совершенствованием техники плавания кроля.

На групповых занятиях под руководством тренера ученики выполняют упражнения, направленные на совершенствование базовых составляющих спортивной техники кроля:

  • оптимизации положения тела;
  • совершенствованию гребка;
  • улучшению техники движений ног;
  • улучшению техники спринтерского плавания;
  • улучшению техники дыхания;
  • совершенствованию координации движений рук, ног и дыхания;
  • совершенствованию старта;
  • совершенствованию поворота.
О плавании Техника плавания кролем