Блог о плавании

Словарь спортивных терминов по плаванию "З"

Закон Бернулли гласит, что при увеличении скорости течения жидкости ее давление уменьшается и наоборот. Данный закон объясняет возникновение подъемных сил во время движения в воде не только при положительном угле атаки, но и при нулевом и даже при отрицательном, в случае, когда тела имеют
профиль с более выпуклой верхней частью.

При движении тела, форма которого имеет плавную выпуклость с верхней стороны, вода обтекает тело сверху и снизу с различной скоростью. Скорость слоев, обтекающих тело сверху, увеличивается, т.к. этим слоям необходимо пройти больший путь, чем слоям воды внизу. А из закона, сформулированного Бернулли, вытекает, что при любом увеличении скорости жидкости давление понижается и, напротив, любое уменьшение скорости течения вызывает соответствующий рост давления. Разность создает подъемную силу, направленную перпендикулярно к поверхности.

Закон Бернулли помогает нам оценить рациональность форм тела дельфинов и некоторых акул. Этим животным и рыбам достаточно начать продвигаться вперед, как создается необходимая сила, поддерживающая их на плаву.
Для акул это особенно важно, т.к. они имеют большой удельный вес и в неподвижном состоянии тонут.

Этот закон положен в основу конструирования лопаток гидротурбин, лопастей гребного винта, подводных крыльев судов. С его помощью можно объяснить рациональность гребка по винтовым траекториям, а также "скользящих" движений рук в воде с небольшим положительным углом атаки в отдельные моменты гребка (например, во время входа руки в воду и захвата в способах плавания кроль на груди и спине, дельфин; во время кругового движения кистей и предплечий в способе брасс и т.п.).

Занятия избирательной направленности - занятия, способствующие преимущественному развитию отдельных качеств и способностей, определяющих уровень специальной подготовленности: скоростных или силовых качеств, аэробной или анаэробной производительности, специальной выносливости и
т.д.
Выделяют занятия, направленные на техническое совершенствование, однако работа над техникой должна проводиться постоянно в процессе развития различных качеств и способностей.

Существуют различные варианты построения занятий избирательной направленности. Например, часто строят занятия, используя однообразные, наиболее популярные средства. Причем в однотипных занятиях тренировочная программа относительно стабильна на протяжении определенного этапа. Иногда занятия строят по такому же принципу, как и в предыдущем варианте, однако на различных этапах тренировки в занятиях одной направленности применяют различные методы и средства. И, наконец, третий вариант предлагает использование в каждом занятии большого комплекса различных однонаправленных средств, применяемых в режимах нескольких методов. Естественно, особенности построения программ отдельных занятий отражаются на эффективности тренировочного процесса.

Доказано, что тренированность в наибольшей степени возрастает при применении занятий с разнообразной программой, построенной на тренировочных упражнениях в режимах различных методов. При планировании занятий с длительным применением одних и тех же, хотя и достаточно действенных, средств происходит быстрая адаптация организма спортсменов к применяемым
средствам, вследствие чего происходит замедление, а затем и прекращение роста тренированности. Но исключать занятия с однообразной программой из тренировочного процесса полностью нецелесообразно. Такие занятия могут планироваться, например, в тех случаях, когда перед спортсменом ставится задача совершенствования способностей экономично выполнять заданную работу или повышения психической устойчивости к длительному выполнению монотонной и напряженной работы, что очень важно проявления специальной выносливости при прохождении длинных дистанций.

Занятия комплексной направленности - занятия, предусматривающие одновременное развитие различных качеств и способностей.
Существует два варианта построения занятий. Первый заключается в том, что программа отдельного занятия делится на две или три относительно самостоятельные части. Например, в первой части применяют средства для повышения скоростных возможностей, во второй и третьей – для повышения выносливости при работе анаэробного и аэробного характера. Другой вариант предполагает не последовательное, а параллельное развитие нескольких (обычно двух) качеств.

При построении занятий с последовательным решением задач необходимо определить рациональную последовательность применения средств, способствующих развитию различных качеств, а так же определить рациональное соотношение объема этих средств.

Последовательность распределения средств в комплексных занятиях должна обеспечивать соответствующими предпосылками для реализации рациональной методики совершенствования различных сторон подготовленности.
Вопрос о соотношении средств в занятии должен решаться в каждом конкретном случае с учетом их характера и последовательности применения, функционального состояния, уровня тренированности, индивидуальных особенностей спортсмена, этапа и периода тренировки. При сочетании средств различной направленности в комплексных занятиях следует учитывать взаимодействие упражнений. Оно может быть, положительным – очередная нагрузка усиливает сдвиги, вызванные предыдущей нагрузкой; нейтральным – очередная нагрузка не изменяет характера и величины ответных реакций; отрицательным – нагрузка уменьшает сдвиги, возникшие в ответ на предыдущее воздействие.
Направленность занятий с параллельным решением задач обусловлены характером и методикой применения тренировочных средств.
В таких занятиях обычно удается решать три равнозначные задачи:

1) Обеспечивать совершенствование скоростных возможностей и выносливости при работе анаэробного характера;

2) Развивать выносливость при работе аэробного и анаэробного характера;

3) Совершенствовать техническое мастерство.
Особой формой являются занятия, содержание которых предусматривают интегральную подготовку, на основе комплексного проявления и параллельного совершенствования всех основных компонентов спортивного мастерства.
Целесообразность этих занятий объясняется большим суммарным объемом работы, который можно выполнить с помощью средств, составляющих их программы, относительной широтой воздействия, возможностью комплексного совершенствования различных сторон подготовленности.

Заплыв – очередность стартования или группа пловцов, стартующих одновременно.

Захлест – действие с ярко выраженным опережающим движением бедра по отношению к голени и стопе.

Заявка на участие в соревнованиях – документ, подаваемый в организацию, проводящую спортивные соревнования, в сроки, установленные положением о соревнованиях.

Обучение плаванию с нуля, работа над техникой плавания и совершенствование техники плавания. Узнать подробнее и записаться на занятия в школу плавания :
+7 (969) 777-80-00 (Москва)
+7 (981) 077-87-78 (Санкт-Петербург)
Словарь спортивных терминов